Безопасность информационной системы — это свойство, заключающее в способности системы обеспечить ее нормальное функционирование, то есть обеспечить целостность и секретность информации. Для обеспечения целостности и конфиденциальности информации необходимо обеспечить защиту информации от случайного уничтожения или несанкционированного доступа к ней.

Под целостностью понимается невозможность несанкционированного или случайного уничтожения, а также модификации информации. Под конфиденциальностью информации — невозможность утечки и несанкционированного завладения хранящейся, передаваемой или принимаемой информации.

Существует достаточно много возможных направлений утечки информации и путей несанкционированного доступа к ней в системах и сетях:

  • перехват информации;
  • модификация информации (исходное сообщение или документ изменяется или подменяется другим и отсылается адресату);
  • подмена авторства информации (кто-то может послать письмо или документ от вашего имени);
  • использование недостатков операционных систем и прикладных программных средств;
  • копирование носителей информации и файлов с преодолением мер защиты;
  • незаконное подключение к аппаратуре и линиям связи;
  • маскировка под зарегистрированного пользователя и присвоение его полномочий;
  • введение новых пользователей;
  • внедрение компьютерных вирусов и так далее.

Для обеспечения безопасности информационных систем применяют системы защиты информации, которые представляют собой комплекс организационно — технологических мер, программно-технических средств и правовых норм, направленных на противодействие источникам угроз безопасности информации.

При комплексном подходе методы противодействия угрозам интегрируются, создавая архитектуру безопасности систем.

Предотвращение утечек (англ. Data Leak Prevention, DLP) — технологии предотвращения утечек конфиденциальной информации из информационной системы вовне, а также технические устройства (программные или программно-аппаратные) для такого предотвращения утечек.

Распознавание конфиденциальной информации в DLP-системах производится двумя способами: анализом формальных признаков (например, грифа документа, специально введённых меток, сравнением хэш-функции) и анализом контента. Первый способ позволяет избежать ложных срабатываний (ошибок первого рода), но зато требует предварительной классификации документов, внедрения меток, сбора сигнатур и т.д. Пропуски конфиденциальной информации (ошибки второго рода) при этом методе вполне вероятны, если конфиденциальный документ не подвергся предварительной классификации. Второй способ даёт ложные срабатывания, зато позволяет выявить пересылку конфиденциальной информации не только среди грифованных документов. В хороших DLP-системах оба способа сочетаются.

В состав DLP-систем входят компоненты (модули) сетевого уровня и компоненты уровня хоста. Сетевые компоненты контролируют трафик, пересекающий границы информационной системы. Обычно они стоят на прокси-серверах, серверах электронной почты, а также в виде отдельных серверов. Компоненты уровня хоста стоят обычно на персональных компьютерах работников и контролируют такие каналы, как запись информации на компакт-диски, флэш-накопители и т.п. Хостовые компоненты также стараются отслеживать изменение сетевых настроек, инсталляцию программ для туннелирования, стеганографии и другие возможные методы для обхода контроля. DLP-система должна иметь компоненты обоих указанных типов плюс модуль для централизованного управления.

Основной задачей DLP-систем, что очевидно, является предотвращение передачи конфиденциальной информации за пределы информационной системы. Такая передача (утечка) может быть намеренной или ненамеренной. Практика показывает, что большая часть ставших известными утечек (порядка 3/4) происходит не по злому умыслу, а из-за ошибок, невнимательности, безалаберности, небрежности работников [1]. Выявлять подобные утечки проще. Остальная часть связана со злым умыслом операторов и пользователей информационных систем. Понятно, что инсайдеры, как правило, стараются преодолеть средства DLP-систем. Исход этой борьбы зависит от многих факторов. Гарантировать успех здесь невозможно.

Кроме основной перед DLP-системой могут стоять и вторичные (побочные) задачи. Они таковы:

  • архивирование пересылаемых сообщений на случай возможных в будущем расследований инцидентов;
  • предотвращение передачи вовне не только конфиденциальной, но и другой нежелательной информации (обидных выражений, спама, эротики, излишних объёмов данных и т.п.);
  • предотвращение передачи нежелательной информации не только изнутри наружу, но и снаружи внутрь информационной системы;
  • предотвращение использования работниками казённых информационных ресурсов в личных целях;
  • оптимизация загрузки каналов, экономия трафика;
  • контроль присутствия работников на рабочем месте;
  • отслеживание благонадёжности сотрудников, их политических взглядов, убеждений, сбор компромата.